Практика семи духовных принципов
Духовная традиция объясняет то, что для реальной правильной жизни человек должен быть в гармонии с самим собой. Чтобы быть в гармонии с самим собой необходимо придерживаться этических норм. Необходимо также быть в гармонии со всеми созданиями вокруг нас, не только физическими, но и духовными. Для того, чтобы достичь этой гармонии, в зороастризме есть идея семи принципов. Когда человек понимает и принимает эти семь принципов, живет в согласии с ними, он будет в гармонии не только с собой, но и со всеми другими созданиями.
Мы не даем какого то специального места этике в практике духовности, мы просто стараемся указывать своим детям или другим людям этические нормы. Но когда идет разговор о нашей собственной морали, собственной этике, тогда мы не четко следуем этим нормам. Мотивировать нас на этическую жизнь могут научные исследования, которые показали, что соблюдающие мораль и живущие этично люди более счастливы и более результативны в своей жизни. Людей, исповедующих правильные этические установки, легко быть духовными. Этика учит человека быть добрым изнутри себя. В тех людях, в которых есть доброта внутри, в тех естественным природным образом произрастает духовность. Человеку очень легко жить в гармонии с другими людьми, когда у него есть гармония внутри него самого.
Семь принципов согласно зороастризму, которые мы будем рассматривать, можно увидеть на цветных картинках. Семь принципов связаны с семью типами созданий и символизируют их качества. Сначала мы кратко перечислим все семь принципов, а затем будем более подробно разбирать каждый из них и делать короткую медитацию на каждом из этих принципов.
Первый принцип имеет имя бога Ахура Мазды. Это принцип мудрости. Цвет его белый, это цвет чистого света. Дом Ахура Мазды сделан из чистого белого света. Второй принцип - Воху Мана, в природном аспекте он выражается во всех добрых животных. Воху Ман также относится и управляет качествами, проявленными во вселенной, качествами сознания, цвет его будет желтый. Потом мы увидим ту связь, которая объединяет сознание и животных. Третий принцип — Аша Вахишта, истина. И в проявленной форме эта высшая истина будет представлена качеством огня. Четвертый принцип — Кшатра Ваирья. Это принцип, который символизирует энергию, силу и развитие. И в проявленной форме он будет управлять элементами металлов и минералов. Его цветом будет оранжевый цвет, поскольку это цвет расплавленного активного металла. Пятый элемент, который необходимо гармонизировать в себе - это элемент земли Спента Армаити. Этот принцип управляет всеми проявленными формами земли. Шестой принцип - это совершенство, надежда и устремление к совершенствованию, которое присуще всем людям. Название его Хаурватат, в созданиях он управляет качествами и элементами воды, жидкости. Седьмой элемент — Амеретат, он управляет всем растущим, растениями. Его цвет - зеленый.
Давайте сядем в удобную позу для медитации, руки и ноги не скрещиваем, успокоим свое сознание, и будем по очереди рассматривать эти семь принципов вместе с короткой медитацией на каждом из них.
Первый принцип — Ахура Мазда
Мудрость — это качество Ахура Мазды. Большинство из нас владеют достаточными качествами мудрости, чтобы быть просветленными, но знание которое не используется на практике, так и остается не проявленным, в латентном состоянии. Мудрость означает практическое знание, применение даже маленького количества знания в реальной собственной жизни. Если мы посмотрим на мир вокруг нас на микро уровне, то сможем обнаружить, что самый маленький атом обладает мудростью. Каждый атом знает, как ему соединяться с другим атомом. Каждая клетка тела знает, какая клетка находится рядом с ней и взаимодействует с ней. Если клетка потеряет свою мудрость, свой интеллект, мы разрушимся очень быстро.
Мы видим насколько важна мудрость даже в самых мельчайших элементах, частицах. Все творения, которые мы видим вокруг, гигантские творения — звезды, планеты, все они вращаются и существуют в совершенной мудрости. Каждая из них действует по своему плану и взаимодействует со всеми остальными. Духовная традиция говорит, что есть два типа мудрости в человеке: внутренняя мудрость и выученная мудрость, взятая из внешних источников. Та мудрость, которая находится внутри нас, это мудрость - данная нам по рождению. В практике духовной и правильной жизни внутри нас расцветает эта внутренняя мудрость. Другая мудрость - это та, которая получается нами из внешних источников. В традиции есть такое описание: «Кто есть мудрый человек? Мудрый человек это тот, который знает результат всех своих действий, который видит и чувствует все негативные проявления вокруг и видит, что может ему помешать. И путем совершения любых действий в своей жизни он понимает и претворяет правильные решения.»
Мы начинаем медитацию на первом принципе, который управляет всеми движениями, всеми развитиями в мире. Внутри человека это та мудрость, которая ведет его к высшему совершенному сознанию. Произнесем название первого принципа десять раз.
Ахура Мазда, Ахура Мазда, Ахура Мазда, Ахура Мазда, Ахура Мазда, Ахура Мазда, Ахура Мазда, Ахура Мазда, Ахура Мазда, Ахура Мазда.
Открываем мягко наши глаза. Создания, покровителем которых является принцип Ахура Мазда — это человечество. С мудростью творца человек может достигать высочайших уровней сознания. И он может достигать совершенного просветленного состояния бога. Без мудрости человек может стать демоном. Мудрость — это то, что отличает хорошего человека от нехорошего.
Второй принцип - Воху Мана
Мана — означает ум, сознание. Наш ум работает на разных уровнях. Воху Ман — это тот уровень сознания, когда ум гармоничен с духовностью, когда он автоматически добрый. Когда он является истинным и чистым, устремленным к добру. Когда ум человека работает на своих высочайших качествах, что означает Воху, этот человек находится в постоянном контакте с творцом. Чем больше человек производит молитв и чем глубже человек погружается в медитации, чем больше человек планирует и осуществляет добра, тем быстрее его ум-сознание поднимается к высшим уровням просветления. И в этом случае человек живет в мире и гармонии со всеми окружающими его созданиями. Человек, чей ум работает на высочайших качествах Воху Мана, будет управляться качествами творчества и будет стимулироваться этими качествами. Его качества будут гармоничными, они не будут экстремальными, они будут срединными. Этот человек никогда не сможет быть фанатиком, он будет усреднять себя к идеальному состоянию самостоятельно. Духовная традиция дает очень важное понимание срединности. Второй принцип управляет созданиями - животными.
Сейчас вы узнаете, как высочайшие качества ума соединяются с животными. Добрые животные — коровы, козы, добры по рождению. Их ум естественен в своей простоте и их жизнь полна мира и жертвенности. Поэтому во всех восточных традициях этим животным предается очень большое значение. Верится, что они приносят свой ум на благо всех остальных живых созданий. Каждое живое существо обладает сознанием и чем более развито существо, тем выше уровень сознания, даже у единого творца есть гигантское безграничное космическое сознание. Соединять человеческое сознание и единое космическое сознание — это правильная практика большинства традиций на нашей планете. Идея второго принципа - управлять своим сознанием, управлять своим умом, контролировать его, держать его в срединном, творческом, позитивном качестве. Желтый цвет — это цвет духовной энергии. Человек, имеющий высокое качество сознания, будет иметь солнечную, чистую, желтую энергию. Сейчас мы будем медитировать на втором принципе Воху Мана, будем настраивать свое собственное сознание на высшее качество проявленного сознания. Мы будем произносить слово Воху Мана семь раз. Закрываем глаза.
Воху Мана, Воху Мана, Воху Мана, Воху Мана, Воху Мана, Воху Мана, Воху Мана.
Мягко открываем свои глаза. По мере того как мы углублялись в медитацию этого принципа ума, творчества, вы наверное ощущали энергию, которая проходила через ваше тело. Вы наверное видели изображение крылатых быков с видом человека на различных зороастрийских символах и фотографиях, также изображения этих крылатых быков можно увидеть снаружи большинства зороастрийских огненных храмов — это символическое изображение второго принципа. Этот Крылатый бык изображает как второй принцип Воху Мана, так и качества этого принципа - сознание, ум. Этот символ всегда напоминает нам, что ум имеет человеческое лицо и имеет крылья, может находиться в духовном чистом состоянии, а тело животного означает, что ум находится внутри обычного физического тела. То есть все, что мы можем делать нашим умом, мы имеем возможность и свободу это делать по своему собственному желанию.
Третий принцип - Аша Вахишта
Аша Вахишта символизирует истину, качества истинности. Мы знаем, что все религиозные духовные традиции имеют истинные устремления, которые идут сверху и управляют всеми действиями в нашем мире. В пределах нашего человеческого царства мы также должны быть истинными. Древние Иранцы имели очень большое уважение к истинности. От истинности родились дальнейшие ее качества — справедливость и уважительность. Символ этого качества - огонь, который распространяет повсюду свет и свет является истиной. Цвет этого принципа — красный. Сейчас мы погружаемся в медитацию над третьим принципом.
Аша Вахишта, Аша Вахшпта, Аша Вахшпта, Аша Вахшпта, Аша Вахшпта, Аша Вахшпта, Аша Вахшпта.
Мягко открываем наши глаза.
Четвертый принцип — Кшатра Ваирья
Кшатра Ваирья представляет качества управления, силы и энергии, служения. Лидерство — это то качество, в котором нуждается каждый из нас. Потому что в нашей жизни естественно необходимым является контроль над теми внешними условиями, в которых мы существуем. С практикой этого принципа в жизни мы увеличиваем свои возможности управления и лидерства. Если эти качества преобладают в человеке, то мы теряем голову от власти. Поэтому правильное использование дающегося нам лидерства, дающейся нам силы, будет самым верным использованием нашего времени и сил, данных в жизни. На внутреннем уровне нам необходима сила и энергия для управления самим собой, в психологии это называется сила воли. Металлы и минералы это те создания, которыми управляет данный принцип. Мы знаем, что металлы могут находиться в твердом и в жидком виде, металлы могут быть очень прочными, они могут гнуться. Таким образом человек должен использовать грамотно свою силу, его качества должны соответствовать тем условиям и необходимым действиям и возможностям. Когда-то он должен быть жесток и строг, когда-то он должен быть ласковым и любить. В восточных духовных традициях говорится, что легче контролировать тысячу людей, чем контролировать себя самого. Практика этого принципа и проявление его во вне, будет помогать нам как в управлении собой, так и в управлении другими. Очень важным моментом будет проявление этого принципа в необходимом служении, то есть делая и производя что-либо, используя этот принцип — необходимо четко давать себе мотивировку, для чего мы это делаем. Сейчас мы будем погружаться в медитацию этого принципа. Закрываем глаза. Будем повторять семь раз — Кшатра Ваирья.
Кшатра Ваирья, Кшатра Ваирья, Кшатра Ваирья, Кшатра Ваирья, Кшатра Ваирья, Кшатра Ваирья, Кшатра Ваирья.
Мягко открываем наши глаза.
Пятый принцип — Спента Армати
Любовь, вера, служение, гуманность — качества этого принципа. Этот принцип проявлен в форме элементов земли. Земля символизирует и показывает на себе любовь, верность, служение и гуманизм ко всему живому. Это те же качества, которыми обладает каждая мать на Земле. Спента Армати является покровительствующим принципом всем матерям. Когда мы находимся на пути духовности, мы приобретаем духовные силы, необходимо использовать эти силы с любовью и иметь приятие ко всем вокруг, даже к тем, кто не понимает Вас. В духовных традициях мы имеем образцы людей, которые достигли высочайших вершин, но пали с этих вершин, потому что у них не было толерантности и приятия по отношению к другим.
Поэтому, для ищущих истину необходимо практиковать это качество. Любовь по отношению ко всем существам вокруг нас, является произрождающей другие качества - взаимопомощь, поддержку, благодарность. При практике этого принципа мы будем стремиться любить и понимать, служить не только в мире вокруг нас, но и внутри нас самих. Мы должны принимать себя такими, какие мы есть на самом деле. Качества Спента Армати проявляются одинаково важно как на уровне микрокосма, так и на уровне макрокосма. Спента — это значит служащий другим, Армати — значит имеющий правильный ум. Спента Армати — это значит быть настроенным сознанием на помощь всем живым существам. Практика этого принципа разрушает и растворяет вредные качества, которые находятся в нас, такие как стремление к первенству. Произрождает всепрощение даже к тем, кто приносит нам вред. Медитируем на пятом принципе.
Спента Армати, Спента Армати, Спента Армати, Спента Армати, Спента Армати, Спента Армати, Спента Армати.
Мягко открываем наши глаза.
Шестой принцип — Хаурватат
Это принцип совершенства. Когда бог сотворил духовный мир, мир был в совершенном виде, затем было рождено несовершенство, и человечество было создано чтобы исправить это несовершенство и привести мир обратно к совершенному состоянию. Мы можем наблюдать, что на мельчайших уровнях микрокосма каждый элемент стремится к совершенству, и наше собственное сознание и наша душа стремятся к совершенству. Поскольку мы имеем несовершенное тело, подверженное разрушению и живем в несовершенном мире, мы продолжаем поиски и стремления к совершенству. Наши души всегда чувствуют какой-то недостаток, будучи в физическом проявленном мире они всегда не совсем полны. Эта не полнота в наших душах является стремлением к совершенству. Вода, жидкости являются представлением этого принципа и его проявленными формами. Вода постоянно находится в движении, в изменении. Она имеет различные формы — газообразную, жидкую, твердую. Она напоминает нам, что душа должна принимать знания и устремляться с их помощью к совершенству. До момента окончательного просветления, до перехода мира в совершенное духовное состояние, для душ не будет возможным обрести окончательное освобождение. Закрываем глаза и медитируем на шестом принципе.
Хаурватат. Произносим семь раз.
Хаурватат, Хаурватат, Хаурватат, Хаурватат, Хаурватат, Хаурватат, Хаурватат.
Мягко открываем свои глаза.
Седьмой принцип — Амеретат
Седьмой принцип напоминает нам о бессмертии души, бессмертии духовных миров, нашем собственном бессмертии. В этот временный несовершенный мир наши души пришли из духовного бессмертного мира и уйдут обратно в бессмертие. В нашем физическом смертном мире, если мы понимаем источник и направление нашей жизни и живем для бессмертной души, для великого духовного мира, будет легко и красиво смотреть на жизнь. На уровне созданий этот принцип управляет всеми развивающимися растущими качествами, в частности растениями и деревьями. Мы понимаем бессмертие растущих деревьев, овощей, плодов, трав, как постоянный рост и постоянное обновление. В древнем Иране гранат и кипарис были символами бессмертия. Закрываем глаза и начинаем медитацию над седьмым принципом. Будем произносить семь раз.
Амеретат, Амеретат, Амеретат, Амеретат, Амеретат, Амеретат, Амеретат.
Мягко открываем свои глаза.
Каждый человек особенный, наши желания разные, наши потребности разные, наши качества разные, положительные и отрицательные стороны разные. В зависимости от понимания каждым самого себя, вы можете медитировать как на всех, так и на отдельных принципах. Таким образом мы будем приобретать в своем духовном теле полноту и увеличивать свою гармонию, которая будет превращаться в гармонию всего мира, и таким образом помогать человеческой эволюции.
Ervad Dr. Ramiyar Parvez Karanjia Перевод: Евгений Лугов
|