Магия, эзотерика, развитие человека. Музыка New Age, познавательное видео, статьи, общение единомышленников.
Помощь проекту Предсказатель Михаил Эзотерика души (Группа Вконтакте)

Рассылка
Эзотерический вестник
"Звёздный Путь"

Яндекс цитирования

Главная » Статьи » Наши поездки » Наши поездки

Крым-2011 Удивительный и загадочный мир Чатырдага
Крым-2011
Удивительный и загадочный мир Чатырдага

Каждый человек измеряет относительность времени какими-то своими мерками и периодами. Кто-то не ведет счет времени вообще, кто-то живет от зарплаты до зарплаты, кто-то - от праздника до праздника; в общем, у каждого измерения свои. А я лично живу от поездки до поездки. Ведь вернувшись из какого-то путешествия, со временем эмоции утихают и постепенно сходят на "нет". Поэтому телу нужна новая встряска, а душе - новые впечатления.

В этот раз старт был достаточно традиционным для нас с товарищем: созвонились, пообщались, ни о чем не договорились, но поняли, что нам нужно в сторону горного Крыма. Ну и чтобы к чему-то можно было привязаться, решили продолжить исследования мест Силы в Крыму. И стартовать решили в сторону возвышающегося недалеко от Симферопольской трассы Чатырдага.

Не буду останавливаться на препятствиях, возникавших в дороге, начиная с приобретения билетов и мега-сервиса железной дороги. Но пройдя все промежуточные инстанции и оказавшись вдали от материалистического мира и недовольных людей как основных его представителей, мы погрузились в совершенно другой мир - мир, где царит природа и изредка появляются люди, да и то только те, которые сильны телом и духом. Хотя в ближайшие пару дней людей мы там встретили только один раз, да и то - лишь в начале истории. Но давайте я расскажу обо всём по порядку и с картинками - чтобы было интереснее.

Итак, наш путь начался на Ангарском перевале. К поездке мы оказались неподготовленными, поскольку товарищ не слишком напрягался по поводу куда идти и зачем, а я понадеялся на товарища и даже не полистал страниц всемирной паутины. С одной стороны, это было глупо, а с другой - прогулка без ожидания увидеть что-либо конкретное привносит некую дополнительную яркость впечатлениям.

Уже в самом начале мы свернули не туда, куда нам было надо, и вместо подъема на ожидаемое плато, мы оказались в местечке, именуемом Сахарной Головой. Несмотря на то, что физическая нагрузка с непривычки была излишне серьезной для старта и отняла немало сил, решили не расстраиваться, поскольку поистине удивительные и приятные глазу пейзажи открывались с разных сторон перед нами

Покрутившись на вершине, пофотографировавшись и осмотревшись, мы продолжили наш путь на спуске

По пути нам встречались немало мегалитических сооружений, хотя, вероятнее всего, это были шутки моего бодро настроенного товарища, а на самом деле это были просто большие камни

Глядя по сторонам, то и дело вокруг мы обнаруживали грибы

И даже на самой середине дороги - классический белый гриб

Хотели забрать, но на ощупь он оказался староват, поэтому оставили расти дальше.
Встречались нам и сыроежки

и такие вот то ли стручки, то ли сморчки

Было много всякой краснокнижной живности

Шли по лесным горным дорожкам

то вверх, то вниз, то вниз, то вверх.
Долго ли коротко ли мы шли, но успели уже умориться. Останавливаться особо без толку не хотелось, тк была мысль посмотреть какие-то местные достопримечательности. И уже через часик-полтора интенсивного перемещения с тяжелым рюкзаком мы пришли к месту, именуемому Тисовым ущельем.

Тисовое ущелье - это природно образованная огромная трещина на нижнем плато Чатырдага, длиной, наверное, более километра. Здесь даже в жаркий день ощущается прохлада, состояние безмятежности и ощущение комфорта

Говорят, где-то в этом ущелье есть и родник, в котором можно набрать воды, но нам по пути он не попался. Но думаю, он реально существует, поскольку имеются места для стоянок, которые, как правило, и находятся относительно недалеко от источников воды.
По обоим сторонам ущелья расположены тысячелетние камни

местами растет папоротник

ну и, собственно, сам Тис, в честь которого и названо ущелье.

Замечу сразу, что тис - очень редкое растение и также, как и большая часть местных крымских растений, занесен в Красную книгу исчезающих видов. Тис как растение очень плохо размножается, зато, если его не трогать, живет очень долго - по две, а то и четыре тысячи лет. Трогать растение также не стоит по причине того, что, говорят, он ядовитый и может парализовать нервную систему. Но также имеются сведения, что очень богатые тёти и дяди используют в корыстных целях его древесину, которая обладает высокой прочностью и твёрдостью, устойчивостью к воздействию внешней среды, да и просто красотой. Вследствие вышеупомянутых факторов изделия из этого материала простому смертному недоступны. Зато мы можем полюбоваться им в его естественной среде обитания.

Погуляли мы еще немного по ущелью

и стали потихоньку выбираться наверх

Выбрашись из ущелья, осмотрелись

Вокруг - огромное плато, полностью в яркой зелени, поскольку этот год достаточно влажный и жаркий, а что еще нужно растениям для комфортного существования?

При ближайшем рассмотрении отдельных полянок цветущей растительности поражаешься одновременно простоте и красоте

А если сюда добавить свежий воздух и цветочный аромат... Нет слов, чтобы выразить эту красоту и полноту!

Идем по узким тропкам. Верхнее плато постепенно остается в стороне

Если идти и смотреть не только по сторонам, но и под ноги, в траве можно обнаружить огромные поляны настоящей горной земляники!

В родном Харькове и гостеприимном Закарпатье земляника уже давным-давно отплодоносила, а здесь - в самом разгаре. Мы вдоволь наелись этого удивительного дара природы. Если Вы никогда не пробовали горной земляники, я не смогу ее ни с чем сравнить: садовая не имеет этого специфического аромата, обычная лесная - тоже немного иная. Короче говоря, это была настоящая горная земляника!

Насытившись этими дарами гор, мы отправились дальше, рассматривая окружающие красоты и вдыхая ароматы трав.
Немного погодя мой спутник спросил:
- Куда пойдем?
Я огляделся - всё вокруг одинаково бескрайнее. Говорю:
- Давай по дорожке!
- Так мы и так уже по дороге топаем сколько и всё без толку.
- Есть предложения получше? - поинтересовался я.
- Ну, тип того, - сказал он и как всегда, загадочно на меня посмотрел. - В пещеру хочешь?
- Хочу, конечно! Ну это ж еще найти пещеру надо! И ехать, наверное, далеко!
- Отставить ехать! Пойдем искать тутошние пещеры.
- На Чатырдаге есть пещеры? - удивился я.
- На Чатырдаге всё есть, - ответил мой друг и добавил куда-то в сторону: - Кроме воды...
Последнюю фразу я не расслышал, т.к. очень вдохновился фактом наличия пещер. Давнее желание спуститься под землю дало о себе знать, и у меня как второе дыхание открылось, и я зашагал еще быстрее.

Спустя некоторое время мы свернули с основной тропинки в сторону, и у нас на пути оказалась расщелина

- Знакомься, Бинбаш-Коба! - сказал товарищ.
- Здрасьте! - говорю я. - А кто это?
- Это - пещера "Тысячеголовая". Нам туда!
- Вау! - обрадовался я и сходу сбросил рюкзак.
Взяли фонарики, и потихоньку начали забираться внутрь.
Темно.
Не видать ничего совершенно после яркого солнца. Зато сразу ощущается перепад температур. На улице плюс 30, а то и выше, а здесь уже за 3-4 метра от входа - не более 12-14 градусов. Благодать!
Пока наши глаза привыкают к темноте, мой гид рассказывает разные истории. Его рассказы обычно настолько увлекательны, что напоминают бабушкины сказки и увлекают в далекое детство.
- Мир Чатырдага окутан легендами и тайнами. И пещеры не являются исключением. Эту пещеру открыли более сотни лет назад, и в ней нашли множество черепов и костей. Существует очень много различных, даже противоречащих одна другой, версий того, с какой целью использовалась пещера. Одни считают, что здесь от набегов пряталось целое поселение людей. Другие говорят, что Бинбаш-Коба - это склеп-святилище. Еще есть версия, что это место, где проводились магические ритуалы и кровавые жертвоприношения...
И так, потихоньку, слушая его захватывающие дух истории, мы потихоньку продвигаемся все дальше и дальше, глубже и глубже, и лишь где-то вдалеке вверху тает кусочек неба, с каждым шагом отдаляя нас от дневного мира

Несмотря на то, что даже при свете в пещере тьма непроглядная, а наших фонариков едва хватало, чтоб не споткнуться о камни и не разбить голову о выступы на стене, решил устроить фотосъемку внутренностей пещеры. Несмотря на то, что съемка проводилась "наугад", картинки получились достаточно интересные. Некоторые из них, над которыми можно пофантазировать немного, я вам ниже и предлагаю.

Честно говоря, несмотря на красивые пейзажи внутренностей пещеры и физического комфорта от прохлады, внутренне возникало ощущение дискомфорта, поскольку ощущалось чье-то незримое присутствие. Образно можно сравнить с тем, что ты приходишь в чужой дом в отсутствие хозяев. Вроде бы можно и делать что пожелаешь - никто ничего не увидит и не скажет, но вот такое ощущение, что за тобой кто-то внимательно наблюдает - что ты будешь здесь делать. Естественно, товарищ мой сказал, что я много фантазирую, и что всё это мне пригрезилось, и что здесь давно уже, кроме изредка забегающих охладиться туристов никого нет и быть не может. Я, естественно, молча согласился, хотя остался при своем мнении.

Побродив еще немного, выбрались обратно на поверхность. Возвращаться в "дневную реальность" было некомфортно, т.к. на выходе из пещеры на нас просто-таки обрушился поток горячего воздуха повышенной влажности. Постепенно привыкнув к обстановке, стали совещаться - что делать дальше. Мнения разделились. С одной стороны, всем хотелось идти всё дальше по просторам Чатырдага, а с другой стороны - товарищ допивал свою полуторалитровку воды, а я не вложился в двухлитровый лимит и допивал вторую двухлитровку, а в окрестностях вода отсутствовала. Вариантов обсуждалось два:
- вариант первый: двигаться в направлении верхнего плато в сторону Кутузовского озера, чтобы заночевать и быть с водой и едой;
- вариант второй: остановиться и заночевать на Чатырдаге, поскольку в этих краях мы еще ни разу не становились лагерем, т.к. маршруты строятся как правило так, чтобы пройти его за один день.

Пользоваться гадательными средствами в наших походах запрещено - это одно из довольно-таки очень жестких требований нашего гида, поэтому решение принимать нужно было без магических средств, что создавало некоторым участникам путешествия неудобства.
В конечном итоге, после долгих споров и теоретического развития гипотез, было принято решение продолжить поход и остаться ночевать в здешних краях. Сказано - сделано, и уже через несколько минут, подняв тяжелые рюкзаки, мы по узенькой тропинке отправились дальше,

и благодаря нашему всезнающему сопровождающему, вскоре оказались возле еще одной пещеры - Суук-Коба, что по-нашему значит "Пещера Холодная". Вероятнее всего, свое название она получила из-за того, что там, как и в предыдущей пещере, было темно, сыро и холодно, несмотря на то, что на улице температура выше 30 градусов.

Наш гид попросил подождать возле входа, а сам, загадочно подмигнув, растворился в глубине. Через некоторое долго тянущееся время ожидания он вернулся. Его возвращение было не с пустыми руками - с собой он нес две наши опустошенные ранее бутылки, но теперь они были наполнены чистейшей прозрачной ледяной водой!!!

- Это мираж? - спросил я, а у самого аж дыханье сперло.
- Нет, это - вода! Настоящая, холодная, усиленной природной фильтрации!
- Мы спасены! - обрадовался я, поскольку дальнейшее наше пребывание на Чатырдаге обещало быть комфортным и интересным.
Сразу же набросились и выпили практически половину воды. Надо сказать, вода достаточно мягкая и приятная на вкус. Как оказалось, была добыта из природно образованных ванночек, в которые она стекает, просачиваясь сквозь стены после дождей. И поскольку на следующий день мы запаслись водой именно из пещеры, могу отметить одну интересную особенность. Обычная вода из бутылок по летней жаркой погоде очень быстро нагревается, стновясь приторной и не особо вкусной, а эта - до самого вечера следующего дня сохранила свою прохладность, соответственно более эффективно утоляя дневную жажду.

Вылезли из воронки на поверхность

и стали искать место для стоянки. Долго думали - где лучше остановиться: поглубже внизу или на краю вверху. В итоге остановились где-то тут:

В округе никого не было, поэтому поставили палатку, сложили вещи и решили подумать как с пользой провести время.
Решили повторить первое путешествие внутрь второй пещеры и ознакомиться с ее содержимым.

Спуск в Холодную более опасен, чем в Бинбаш, т.к. более скользкий и менее пологий. Но если аккуратно спускаться. можно уберечь себя от неприятностей.

Поскольку у нашего гида за плечами немалый спелеологический опыт, с ним совершенно не страшно. Поэтому спускаемся вниз, бросаем прощальный взгляд на светящийся вдалеке кусочек неба

и спускаемся всё глубже

Особо долго ходить не стали по ряду причин, т.к. сюда лучше ходить с большим количеством света, да и веревки не помешают. Ведь эта пещера насчитывает 7 залов, высота некоторых достигает 25 метров, а общая прогулочная длина - больше 200 метров. Поэтому традиционно пофотали куда чего получилось, и соответственно некоторые снимки я вам и предлагаю далее:

Надо отметить, что и эта пещера и предыдущая, уже давно за много лет разграблена на сувениры любопытными туристами, которые откалывают кусочки породы и тащат их себе домой, на память, хотя, скорее всего, никогда на них и не смотрят... Также особо одаренные творческие идиоты оставляют свои следы на стенах

делая пещеру не особо презентабельной.
Несмотря на то, что я выступаю категорически против того, чтобы возможность посещения природных экзотических мест была платная, но в некоторых случаях это оправдано. Парочка широко известных "окультуренных" рядом находящихся пещер, говорят, находится в гораздо лучшем состоянии - там проводятся официальные экскурсии, там чисто, прибрано, сделана подсветка, и экскурсоводы рассказывают массу интересностей. Ну а несколько "диких" пещер с каждым годом всё более теряют свой первозданный вид, загаживаясь нерадивыми туристами, которые и нагадить могут, и мусор разбросать, и надписи похабные на стенах оставить. Поэтому наряду с радостью от пребывания в таких местах в душе остается горький осадок...

Вы, кстати, не думайте, что на Чатырдаге всего несколько пещер. Нет, их огромное множество. И когда вы будете бродить по плато и видеть такие, например расщелины

или вот такие, например,

знайте - это тоже пещеры, только менее известные, обозначенные только на специализированных картах и не каждому доступные. Спуск в них возможен только с помощью специального снаряжения при соблюдении большого количества правил. Поэтому если вы - обычный путешественник, не рискуйте здоровьем и ограничтесь посещением тех мест, в которые можно относительно комфортно забраться и выбраться. Берегите свои жизнь и здоровье, а также природу!

Когда мы вылезли на поверхность, уже вечерело. Верхнее плато Чатырдага было укутано облаками, розовеющими в лучах заходящего солнца

Недалеко от нашего места расположения на обрыве проплывали под ногами кучерявые облака, а мы стояли на вершине и любовались ими с высоты

День клонился к вечеру, я остался хозяйничать в палатке, а наш проводник ушел на другую сторону обрыва провожать закат

Чуть погодя и я присоединился взмедитнуть на ночь глядя, но поскольку с непривычки и от усталости мысли бродили по голове в полусонном неконцентрируемом состоянии, то ограничился наблюдением за закатом

После запоздалого ужина улеглись спать.
Но сна не получилось. Буквально через час поднялся сильнейший ветер (кто бывал в горах - тот поймет о чем речь), нагнал туч, и небо пролилось на нас дождём. Сверкали молнии. Оглушительные раскаты грома взрывали ночную тишину. Несколько разрядов молний разорвались буквально рядом - от момента вспышек не проходило и доли секунды как раздавался оглушительный хлопок. Это повторялось снова и снова. Сверкание - грохот - сверкание - грохот - и так многократно. Порывы ветра сгибают палатку во все мыслимые и немыслимые положения. Стена дождя льется потоком как из ведра. Впервые за многие годы путешествий палатка не выдержала напора стихии и... протекла. Дождь заливал сбоку, потоком воды нас сдвинуло в сторону оврага. Наше состояние становилось неоптимистичным. Телефоны не работали, т.к. сети ни одного оператора не было, поэтому позвонить можно было только Богу и на всякий случай попросить прощения, если вдруг кого-то когда-то ненароком обидели. После очередного залпа стихии адреналин кончился и стало понятно, что всё кончено - спать уже не получится, т.к. промокло всё, что могло промокнуть. Настроение - ниже плинтуса. Общее состояние - такое же. Вода над палаткой, вода под палаткой, вода вокруг палатки, и даже в самой палатке...

Стихия закончилась так же внезапно, как и началась. Наступила полнейшая зловещая тишина в непроглядной тьме. Потоки воды стекали отовсюду в овраг, и мы радовались хотя бы тому, что в последний момент решили ставить лагерь наверху, хотя склонялись к тому, чтобы заночевать внизу у костра.

Когда наступило утро, ничто вокруг не напоминало о пролетевшей ночью над нами стихии

Лишь унылое настроение и мокрые вещи напоминали о случившемся.
Состояние было некомфортным, поэтому возникло желание покинуть сие место и "расходиться", т.к. когда немножко физически напрячься, обычно улучшается настроение. Вытащив из палатки товарища, который категорически хотел спать и никуда не хотел идти, мы досушились, собрались и отправились в дальнейший путь - к верхнему плато Чатырдага

Как и пару лет назад, так и в настоящее время, достаточно крутой подъем наверх сопровождается зарослями кустистого можжевельника

и полями разнотравья

Как вы видите на картинках, зелень достаточно буйная, поскольку здесь частенько проходят сильные дожди, а днем - жара 30 градусов. При такой погоде и массе зелени - просто-таки невообразимое количество комаров, мушек, блошек и прочей насекомовидной населенности, которая то и дело норовит укусить

Это доставляет дискомфорт, т.к тяжелый подъем, заливающий глаза и всё тело пот, а тут еще эти... летуны кусючие...
Одинокие деревья

Поляны различных цветов

А мы всё выше и выше поднимаемся.
Оборачиваясь, перед нашим взором открываются впечатляющие пейзажи

Еще несколько рывков - и мы забираемся на самый верх, но подняв голову, видим, что далее еще есть вершины

На верхнем плато та же картина, что и внизу - цветы, цветы, цветы

Идем по узким давно не топтанным тропинкам

Они петляют между камней

Немного погодя набежала туча и прямо над нами пролилась дождем

Полностью промокли. Настроение опять в минус. Особенно от того, что промокли ноги.
Так и хочется прыгнуть вниз головой с обрыва, с которого открываются удивительные пейзажи, подчеркивающие масштабы происходящего

Посему, стиснув зубы, начинаем затяжной спуск вниз и попадаем еще пару раз под дождь

Несмотря на плачевную физическую форму, стараюсь всё смотреть по сторонам и фоткать самое интересное, т.к. в этих местах окажемся явно не скоро. Самое примечательное на пути - удивительные скрюченные формы старинных деревьев

Пройдя буковый лес, спускаемся в мир секвой

Наш специалист по измерению габаритов карпатских смерек тем же методом обнимания измеряет толщину секвойи

Незадача - таких специалистов нужно как минимум два, чтобы объять необъятное!
В лесочке пасутся лошади

Проходим еще немного - и подходим к Кутузовскому озеру

Посовещавшись, делаем привал с костром на поляне, сушим обувь и приводим себя в более-менее пристойный вид, т.к. совсем скоро нам нужно будет выйти в цивилизацию к людям.

Ниже по спуску - снова буковый лес и деревья причудливой формы

Всё ниже и ниже спускаемся по вьющейся дорожке. Запах разнотравья стабилизируется и начинает приобретать более однонаправленный вкус.
Лаванда

Горная лаванда

Её здесь целые поля, заросли!

Проходим мимо, наслаждаемся. Еще несколько сотен метров - и вот уже село. Ещё немного вниз по дороге - и мы наконец выходим к трассе прямо на остановку. Вскоре подходит наш троллейбус, мы в него загружаемся и едем далее - к новому пункту назначения. Но об этом будет уже следующая история!

Stardancer, Украина, Харьков
Июль, 2011

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ!

Категория: Наши поездки | Добавил: Stardancer (31.07.2011)
Просмотров: 8538 | Комментарии: 7 | Теги: Бинбаш Коба, Чатырдаг, Ангарский перевал, Ялта, Крым, Алушта, лаванда, отдых, Суук коба, 2011

1 nastyacmelaya
ура! ура! ура!!! ну наконец -то!!!!!! и фото очень красивые!!!! теперь будет чем заняться на досуге ....)))) спасибо, Stardancer !!!!!! предвкушаю удовольствие!!!! biggrin

2 Stimme
Не стручки и сморчки, а весёлка обыкновенная biggrin http://ru.wikipedia.org/wiki....D%E0%FF

3 Stardancer
"Весёлка обыкнове́нная, или Фаллюс нескромный, или Сморчок вонючий, или Cморчок подагрический" - там пишут, что всё-таки сморчки - подагрические и вонючие smile А Фаллюс нескромный - звучит вообще устрашающе smile

4 nastyacmelaya
П О Т Р Я С А Ю Щ Е ! ! ! ! ! Замечательно!!!!!!!!!!!!!! ощущение ... что я с вами прошла этот путь!!! ... даже аромат лаванды ощутила, читая строки!!!!!!! Настолько отвлеклась и отдохнула от всего!!!! Получила прилив жизненных сил ..... !!!! С П А С И Б О ! ! ! ! ! ! ! Прочитала на одном дыхании и сразу появилось желание перечитать и пересмотреть ещё!!!!! Желаю больше таких путешествий, походов!!!!!!!! а главное! - не забывайте с нами делиться, даря прекрасное, сильное, яркое!!!!!!!!!!!!

5 xischa
Какой у Вас фотоаппарат? )) фотки очень сочные и сделаны с умом.

6 Stardancer
О, фотик у меня древний-древний smile Такие нынче не котируются на рынке фотоаппаратуры - SONY W17. У него, правда, есть неоспоримые преимущества относительно современных аппаратов - металлический корпус и фирменная оптика Carl Zeiss smile
Но современная техника покруче - с большими зумами и кучей мегапикселей smile

7 Елена
В силу своего возраста, подобный поход наяву вряд ли я бы осилила, а так, с удовольствием попутешествовала по красивым местам. Здорово то, что статья дополнена таким количеством прекрасных фотографий.