Психотехнические пазлы
Эта статья адресована, прежде всего, практикам, активно использующим в тренинге различные приемы работы с сознанием. От формирования позитивного отношения к жизни методами оздоровительной гимнастики до «духовных трансформаций» различных эзотерических школ в результате практики неминуемо проявляются изменения в собственной психике, даже если эти изменения не ставятся за цель. В подавляющем большинстве случаев практикующие полагаются на авторитетность выбранной традиции, принимая на веру цели и методы данной традиции. Не имея непосредственной связи с истинными последователями традиции, информация, в основном, берется из книг, в лучшем случае изредка посещаются семинарские занятия. При этом ответственность за трансформационные процессы в психике практикующих как бы перекладывается на плечи выбранной традиции. В результате эти процессы остаются бесконтрольны как со стороны практикующих, так и со стороны соратников по традиции. А если принять во внимание изобилие и противоречивость различных эзотерических школ на фоне откровенной и далеко не бескорыстной борьбы за «приход», то трезвомыслящему искателю остается выбирать или создавать свои цели и методы в основном в качестве рабочих гипотез.
По моему глубокому убеждению, большинство искателей истины основной вопрос о цели практики, как и вопрос о побуждающих мотивах оставляют для себя без формулировки, как бы трансцендируя его, вынося смысл за пределы возможных формулировок. С философской точки зрения это, наверное, правильно. Однако, не определив для себя, чего и каким способом мы хотим достигнуть, мы просто не ведаем что творим. И не мудрено затеряться в этом божественно-кундалини-точкосборочном эзотерическом тумане на благодатной почве ощущения самонеудовлетворенности из-за социальных, финансовых, бытовых, "личных" и т.д. неурядиц.
В этой статье предлагаются некоторые практические психотехнические приемы манипуляции собственным сознанием, которые могут быть использованы как в тренинге, так и в качестве определенных психотехнических пазлов, комбинациями которых можно пользоваться для достижения определенных состояний сознания. Вы должны отдавать себе отчет в том, что, практикуя любые психотехники, вы активно вмешиваетесь в работу собственной психики, увеличивая количество управляемого внимания в психических процессах. Этим вы уменьшаете степень автоматизма психических процессов, которые этими самыми автоматизмами обеспечивают наиболее эффективное функционирование организма в большинстве жизненных ситуаций. Поэтому прежде чем начать расшатывать себе крышу, попытайтесь ответить себе на один вопрос: «ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО НУЖНО»?
И это отнюдь не риторический вопрос. Вопрос целеполагания и мотивации является отправной точкой и пунктом назначения и по большому счету определяет успех или неудачу предпринимаемых усилий. В области исследования собственной психики и внешнего мира, отраженного в нашем сознании, ключевым моментом является предельно честная самооценка. Без этого мы будем лишь приумножать иллюзии "о себе и о мире", возникающие в "новых" позициях восприятия.
Итак, все же попробуем определиться с целеполаганием и мотивацией, и сделать первый шаг в определении иллюзий собственного эго и развенчании мифов о «себе любимом». Как? А просто честно и откровенно ответим себе на несколько вопросов. Ну, на вскидку, не торопясь, скажите:
- «Вы удовлетворены собой?» - «Вы занимаетесь самосовершенствованием не потому, что окружающие Вас недопонимают из-за своей ограниченности?» - «Вы занимаетесь не для того, чтобы обрести сверхспособности и доказать себе или окружающим что Вы избранный?» - «Вы занимаетесь просто ради здоровья, а не потому что подсознательно боитесь смерти и цепляетесь за здоровый образ жизни, что бы оттянуть последний момент?»
Если Вы достаточно честны с собой, то вряд ли Вы однозначно ответите «ДА» на все эти вопросы без тени сомнения, смущения или негодования. Да? А теперь обратите внимание именно на эти ощущения. Не стройте контраргументов, не дискутируйте с собой. Просто подержите в сознании эти ощущения без их наименования и решительно, одним движением, сбросьте их с себя, как старый пиджак, просто на пол…В сознании возникает пауза. Ловите момент! В этой паузе можно ощутить сознание без груза эго. Останьтесь в этой паузе как можно дольше. Почувствуйте новое качество как бы единым цельным актом восприятия без словесного проговаривания. Ну, вот вам и ПАЗЛ №1. Назовем его, скажем, «СТАРЫЙ ПИДЖАК» , как в операции «Ы», чтобы никто не догадался.
Давайте акцентируем некоторые принципиальные моменты.
- Мы не боремся с умом, не пытаемся найти веские аргументы, перехитрить, уговорить или заставить себя принять некоторую точку зрения. У ума работа такая – думать, и мы разрешаем ему просто передохнуть.
- Мы разрываем порочный круг мысль-эмоция-оценка-мысль, отделяя эмоциональное ощущение от порождающих его мыслей. Например, держим вниманием "озабоченность", не связывая ее с мыслями о неоплаченных коммунальных услугах, просто наблюдаем "озабоченность в себе".
- Далее производим саму манипуляцию. Не стесняемся пользоваться образами, удачный образ, на первых порах, оказывает неоценимую помощь в манипуляциях сознанием, тем более, когда уму мы разрешили передохнуть. Итак, провожаем вниманием падающий вниз пиджак, возвращаемся вниманием вверх и замираем в ожидании. Перемещение внимания вниз-вверх в данном случае является ключевым для манипуляции, и именно оно кратковременно разрывает цепочку смыслообразования.
КАРТОННАЯ КОРОБКА думать не умеет. ПАЗЛ №2
Данный прием предназначен для смещения центра восприятия из головы в тело. Зачем это нужно? Если мы хотим изменить режим восприятия, нам необходимо максимально ослабить актуальный режим восприятия. Центр восприятия в «нормальном» состоянии сознания привязан к глазам, как к преобладающему источнику получения внешней информации и сопутствующему умственной деятельности внутреннему монологу. Потому субъективно воспринимается нами расположенным в голове. Опуская центр восприятия в тело, мы, во-первых, приостанавливаем работу ума, ведь нам даже обидно предположить, что мы можем думать «тем местом» и мы не привыкли это делать. А во-вторых, мы нарушаем автоматизм механизм" восприятия, что делает его более подвижным и готовым изменить свой режим работы, если он посчитает, что данный режим не достаточно эффективен. Помните, какую роль у Кастанеды играет «остановка внутреннего диалога». Вот, вот. Правда, не все так просто. Механизм восприятия в «нормальном» режиме является основным режимом в обеспечении жизнедеятельности организма и к мелким провокациям довольно устойчив. Итак, - захватываем глазами некоторый объем видимого пространства, сколько сможете "объять" вниманием, и как бы проглатываем это пространство через глаза внутрь тела, - выходим вниманием из тела вовне, возвращаемся к первоначально видимому пространству, но уже "из тела", оставляя в теле часть внимания. Захват пространства - движение снаружи через глаза внутрь – вниз – из тела наружу. Это не сложно. - Теперь создаем схему распределения внимания, пользуясь сопутствующими образами. Держим вниманием внешнее пространство, для привязки его к телу можно представить тело объемным кинопроектором, как в планетарии, а видимое пространство проецируемым изображением. Чтобы голова не упорствовала в возвращении центра восприятия вверх, нахлобучиваем вместо нее себе на плечи, скажем, пустую картонную коробку, отмечая про себя ее пустоту и бесполезность. - Держим некоторое время эту схему распределения внимания, проверяя и поднастраивая образами элементы внимания, пока удерживать эту конфигурацию как бы "не надоест" и усилие по удержанию схемы "не свернется". - Проверяем, что новая позиция восприятия "из тела" не требует приложения дополнительных усилий. Неплохо еще постараться распределить внимание по телу, воспринимая всем объемом тела, естественно "без головы".
ПАЗЛ №3 - ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ или ГЛАЗА РАЗБЕЖАЛИСЬ
По большому счету, почти все приведенные в этой статье психотехнические приемы относятся к классу деконцетративных. Принцип деконцентрации (рассредоточения, распределения) внимания на первый взгляд противоположен методам концентрации (сосредоточения, точечной однонаправленности) внимания, хотя, как мне кажется, отличие заключается лишь в способе эксплуатации одних и тех же механизмов внимания. "Шаловливые ручонки" внимания можно либо "заковать в наручники" (концентрация), либо дать в руки что-нибудь потяжелее и заставить держать (деконцентрация). Эти методы в йогической традиции именуют пратьяхарой. Деконцентративные методы более динамичны и позволяют манипулировать вниманием без видимого ущерба адекватности поведения психоэкспериментатора. Но, как говорится, суп удобнее есть ложкой, а бифштекс накалывать вилкой.
А в нашем частноприкладном случае рассмотрим два варианта деконцентрации – визуальной и аудиальной (звуковой).
1. Деконцентрация визуальная
- 1-й этап - плоскостная деконцентрация. Распределяем равномерно внимание на все видимые объекты. Отдельно пытаемся уделить больше внимания объектам, находящимся на границе поля зрения - сверху, справа, внизу, слева. Снова схватываем вниманием все объекты. Вычеркиваем из восприятия ощущение перспективы. Для этого представляем воспринимаемую визуальную картину, как бы нарисованную на холсте или как огромную фотографию. Представлять визуальную картину именно нарисованной (а значить созданную чьим-то воображением) предпочтительнее. Еще лучше с нескрываемым любопытством рассмотреть "неизвестный шедевр" неизвестного художника, не забывая, что главная цель упражнения - деконцентрация. Опускаем восприятие в тело (см. пазл №2), голова "отдыхает". Держим некоторое время плоскостную деконцентрацию.
- 2-й этап - объемная деконцентрация. Из состояния плоскостной визуальной деконцентрации вытягиваем перспективу. Это не сложно, нужно просто вытянуться вниманием вдаль. Если пространство ограничено стенами помещения или другими объектами (вы в лесу, скажем), можно попробовать следующий прием. Переключить внимание на воздух, заполняющий объем помещения или заполняющий пустоты между объектами (деревьями в лесу), ощутить именно пустоты между объектами и деконцентрироваться по ним. В результате объемной деконцентрации мы начинаем ощущать именно пространство в котором расположены видимые объекты. Делаем контрольное смещение восприятия в тело.
Поскольку в результате объемной деконцентрации мы начинаем ощущать пространство, логичным завершением данного упражнения будет подключение к объему деконцентрации "виртуальных" (невидимых) пространств.
- Подключить "небо" не тяжело. Достаточно вытянуться вниманием вверх в бесконечность и подключить бесконечность к видимому объему как дополнительный объект деконцентрации.
- С нижним пространством сложнее. При попытке уйти вниманием вниз в бесконечность, оно где-то застревает в земле, а если принудительно уходить вниманием в предполагаемую бесконечность снизу, возникает ощущение неоднородности пространства снизу, что некрасиво портит картину. Шаблоны восприятия. Мы с ними не боремся, а пытаемся использовать в "корыстных целях". Потому вытягиваемся вниманием вниз до "застревания", захватываем объем и подключаем к уже ощущаемому, как объект деконцентрации. В конечном счете нам важна всенаправленность, "растопыренность" восприятия как в "Пифагоровых штанах".
- Остается объем "за спиной". Уходим вниманием назад за спину, пытаемся ощутить пространство сзади. Здесь отчетливо проявляется инерционность перестройки внимания. Надо подержать, сразу пространство сзади ощутить тяжело. Можно воспользоваться следующим приемом. Сначала воображаем картину сзади. Мы же знаем, примерно, где и что там находится. Воображаем перед собой зеркало во весь рост. Затем перемещаем это зеркало сквозь себя назад так, чтобы плоскость зеркала оказалась как бы на спине. Только необходимо четко провести вниманием плоскость зеркала сквозь тело, желательно с соответствующими тактильными ощущениями. Теперь как бы смотрим в зеркало назад. Мы не стремимся разглядеть объекты за спиной, а вытягиваемся вниманием, чтобы ощутить пространство.
- Для объединения пространств, перемещаем зеркало вперед четко на осевую линию тела и смотрим в зеркало назад и вперед одновременно. Когда возникнет интегрированное ощущение, подключаем верх, низ, смещаем восприятие в тело.
- Пребываем в этом состоянии восприятия некоторое время.
2. Деконцентрация аудиальная (звуковая)
Смысл звуковой деконцентрации аналогичен деконцентрации визуальной, нужно ощутить пространство звука, пространственный звуковой узор. Поэкспериментируйте, нащупайте свой способ, вариантов масса. Я, конечно, предложу вариант.
- Растягиваем внимание по двум полюсам "верх-бесконечность" и "низ-бесконечность". Называем их для себя "полюсами тишины". Пытаемся ощутить качество полюсов. Что мы можем сказать о бесконечности? Ничего, кроме того, что мы ощущаем полюса "разными".
- Представляем себе, что полюса являются "источниками тишины". Пересечением их излучений есть "проявленная тишина" вокруг нас. Схватили первое ключевое положение восприятия, как проявленную тишину вокруг.
- Теперь начинаем слушать имеющиеся в наличии звуки, последовательно перемещаясь от источника к источнику, отмечая про себя каждый звук, как объект в пространстве тишины. Деконцентрируемся по звукам, схватываем все источники звука, как объекты в пространстве тишины, ловим пространственно-звуковой узор.
- Для усиления ощущения "пространственности" вносим в звуковую картину "виртуальный" источник звука. Пытаемся "послушать" заведомо удаленное, но знакомое по расположению пространство – собственную квартиру (если вы не дома), железнодорожную станцию, кабинет начальника и т.д. Чутко "вслушиваемся" в несуществующие звуки, подключаем "виртуальный" объект к картине деконцентрации.
- Удерживаем некоторое время вниманием пространственно-звуковой узор.
ПАЗЛ №4 – НОГИ МОИ, НОГИ
Данный прием является вариантом настройки сознания "на созерцание". Может использоваться как в статике, так и в монотонной динамике типа ходьбы, бега. Очень интересно работает в асанах (для практикующих хатха йогу).
- Помещаем сознание в левую ногу, чувствуем ее "своей", правую ногу - "чужой". Затем наоборот правую ногу своей, левую - чужой. Возвращаемся вниманием в левую ногу и схватываем обе ноги как "свои-чужие" одновременно. Возникшее специфическое состояние сознания распространяем вверх на все тело.
- Для начала настройки, в статическом варианте практики, лучше чтобы ноги соприкасались, тогда проще ощутить отторгаемую ногу, как чужую. Скажем, представив себя в толчее переполненного автобуса. Во время ходьбы можно представить себя идущим в строю, тогда отторгаемую ногу можно попробовать ощутить ногой сотоварища.
- Ощутив тело как "свое-чужое", часть сознания направляем в область подмышек и через подмышки разворачиваемся во внешнее пространство. Держим ноги, тело - "свое-чужое", подмышки, пространство - сознание начинает "сползать в созерцание". Разворачиваться сознанием во внешнее пространство через подмышки означает, что когда вы ощутите "кукольную механистичность" тела посредством манипуляции сознания с ногами и ощутите тело как "свое" и "чужое" одновременно, нужно деконцентрировать внимание, равномерно распределив его на все видимые объекты, и уже после этого, удерживая сознанием тело-пространство, часть внимания направить в подмышки.
- Если вы правильно деконцентрировались, то и без того "разведенные" глаза, при направлении внимания в подмышки, начинают как бы еще дальше растекаться в направлении подмышек, и вслед за ними начинает скользить и замирать сознание.
Во время практики асан, после входа в асану, приведенная настройка сознания оттягивает внимание от отвлекающего переходного процесса, а во время фиксации асаны, сознание естественно уходит в созерцание внутренне-внешней конфигурации тела-пространства.
ПАЗЛ №5 – НУЛЕВАЯ ТОЧКА
"Дайте мне точку опоры и я переверну Землю!" – этот оптимистичный афоризм Архимеда в контексте наших упражнений приобретает несколько иной смысл. И действительно, для осознания процессов, происходящих в нашем психическом пространстве, нам не мешало бы иметь некую точку отсчета, начало координат. Осознанием такой области мы сейчас и займемся. Правда, для достижения максимального эффекта упражнения, придется воспользоваться психоэнергетическим приемом подъема сознания с участием тела, дыхания, управления энергетическими потоками, все как в лучших йогических традициях. Даже для фиксации промежуточных положений подъема сознания мы можем воспользоваться традиционным расположением чакр в теле, почему бы и нет, хотя это абсолютно не принципиально. Итак,
- На вдохе поднимаем "энергию, прану" (назовите как хотите, я специально предупредил, что техника психоэнергетическая) по левой ноге до уровня нижней точки тела(а-ля муладхара). Правильнее сказать не "поднимая", а втягивая, всасывая дыханием "нечто" по ноге, как будто мы набираем жидкость в шприц, только усилием дыхания. Соответственно при правильном втягивании вдох будет с усилием, слегка шипящий, с суженной голосовой щелью, одним словом вдох по типу дыхания "уджжайи".
- На выдохе это нечто как бы расходится кругами по плоскости, проходящей через нижнюю точку тела, как от брошенного в воду камня. На вдохе тянем по ноге, провожая подъем вниманием, на выдохе – созерцаем расходящиеся круги на плоскости. Повторяем 2-3 раза.
- Аналогичную операцию проделываем с правой ногой. В качестве примечания замечу, что первый проход вниманием по выбранной траектории психического пространства всегда происходит с усилием, зато последующие легко, как по проторенной дорожке. Возникает ощущение, что не тронутые вниманием области психического пространства, подобны некоей аморфной жидкокристаллической структуре и проход по ней вниманием делает ее на некоторое время упорядоченной, прозрачной.
- На очередном вдохе поднимаем плоскость чуть выше на уровень гениталий, естественно вдыхаем по выбранной ноге, выдыхаем в плоскость. При переходе на новый уровень можно представить себе, что на вдохе вы делаете шаг в глубину водоема, и уровень воды поднимается, а на выдохе, естественно, от вас расходятся круги на воде. Провоцирование эмоций, соответствующих этим уровням, приветствуется, т.к. эмоции играют не последнюю роль в "возбуждении", усилении энергетичности процесса. Вдыхаем поочередно справа, слева до ощущения равной "проходимости" сторон.
- По аналогии, поднимаем "уровень сознания" с очередным вдохом в живот. Вдох по ноге, выдох в пространство с уровня живота.
- С очередным вдохом поочередно по ногам поднимаем прану на уровень груди, максимально "открываемся" внешнему миру из груди, "впускаем" его себе в грудь, эмоции поощряются. Заметьте, именно эмоции подталкивают нас к трансовым состояниям.
- Когда посчитаем нужным, но не теряя динамики, поднимаемся на уровень горла. Сопутствующий образ – шарфик вокруг горла, можно опять развернуть плоскость на уровне горла. Дышим справа-слева.
- Поднимаем прану в голову. Сначала концентрируем внимание в течение нескольких дыханий на лице и области непосредственно перед лицом. Затем перемещаем внимание внутрь головы, осознаем пустое пространство внутри головы, вспомните "картонную коробку". Представляем себе "пробоину" во лбу, через которую пустота внутри головы соединяется с внешним пространством. Представляем в центре головы "лампочку", произносим, именно произносим, про себя слово "клац", и включаем лампочку. Поочередным дыханием, с усилием, "тянем" прану и с каждым дыханием заставляем лампочку светится сильнее. Воображаем себя "шахтерами в забое" с фонариком на голове. Прилагаем "волевое усилие" с настроением "стиснутых зубов и сжатых кулаков", и с каждым дыханием делаем луч света из головы тоньше и ярче. Дыхание из поочередного меняем на общее снизу-вверх - снизу тянем, изо лба излучаем. Когда мы посчитаем, что уже похожи на инженера Гарина с лазерным лучом изо лба, начинаем перемещать луч, как ствол гаубицы, вертикально вверх, с лязгом и скрежетом металлического механизма. Когда луч выстоится вертикально, отпускаем напряжение, оно нам больше не нужно. Спектр сопутствующих переживаний-образов скорректируйте "под себя" эмпирически.
- Делаем паузу. Устремляемся вниманием по лучу вертикально вверх. Куда он уходит, где заканчивается? Отправляемся по лучу вверх. Чтобы инициировать восходящее движение можно вообразить себя олимпийским мишкой, надуть себя дыханием снизу и полететь. Можно намотать луч на руку, расслабиться и разрешить ему себя потянуть вверх, главное начать движение вверх "вместе с телом". Зафиксировать восходящее движение можно последовательными образами уменьшающегося ландшафта, облаков под собой, Земли как планеты среди прочих светил, встречного звездного потока, ускоряющегося и размазывающегося вплоть до единственного ощущения огромной скорости.
- И наконец, …стоп. Что мы имеем. Имеем в ощущении некое место, где нет ничего. Нет объектов, ничего нельзя сказать о пространстве и времени в этом месте, ведь не к чему привязать внимание, оценить объем или последовательность каких либо событий. Для нас в этом месте реально лишь наше сознание и то, что оно существует, модель чистого бытия "САТ" и сознания "ЧИТ" в непроявленном пространстве-времени. Это качество нужно ощутить и "заякорить", как промежуточный результат. Это и есть наша виртуальная "нулевая точка".
- Возвращаемся частью внимания в мир и оставаясь основным вниманием в нуле, смотрим на мир "из нулевой точки". Оценить "качество мира" из этой позиции восприятия предлагаю самостоятельно, чтобы не нарушать чистоту эксперимента.
ПАЗЛ №6 – ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭМОЦИЙ
К сожалению, этим приемом довольно сложно воспользоваться в быту как "противострессовым средством" в следствие его громоздкости. Мы воспользуемся им для уяснения природы эмоций. Хотя громоздким этот прием становится только из-за необходимости качественной настройки на "нулевую точку" (см. предыдущий пазл), и ни кто вам не запретит постоянно находиться в позиции "свидетеля" или заблаговременно настроиться на "свидетельствование" на всякий случай. Итак,
- Проходим все этапы качественной настройки на "нулевую точку".
- Возвращаемся частью внимания в мир, деконцентрируемся и "свидетельствуем" из нулевой точки все происходящее. Если вы на практике попробовали осуществить настройку на "нулевую точку", то, оценивая "качество мира" из этой позиции восприятия, вы отметите некую безжизненность, отчужденность мира, которая так же безэмоционально безразлична с вашей стороны, как стороннего наблюдателя. Хотя вы также понимаете, что искусственно лишили картину мира жизни, исключив из мироописания еще какой-то компонент. Этот компонент мы сейчас и создадим.
- Вспоминаем какой-нибудь случай из жизни, когда мы испытывали сильную негативную эмоцию, лучше что-нибудь очень обидное для нас, когда нам было жалко себя до слез, провоцируем эту эмоцию. Жалеем себя, пока к горлу не подкатит комок и на глаза не навернутся слезы. Если не подкатывает и не наворачиваются, жалеем себя сильнее, подкатываем и наворачиваем, опыт в жалости к себе у нас просто огромный.
- Затем уходим в "нулевую точку" и наблюдаем за спровоцированной эмоцией. Надеюсь, что вы не поверите мне на слово и убедитесь сами в том, как прямо на глазах из "жалости" получается "восторг". Причем "восторг" так же скорее вторичен и является реакцией на некую очищенную от эго эмоцию, даже не эмоцию, потому что эмоции всегда привязаны к эго, а реакцией на некую основу любой эмоции и соприкосновение с этой основой рождает "восторг", "блаженство", я думаю, индусы назвали ее АНАНДОЙ. ПАЗЛ №7 – МАНТРА «АХ»
Раз мы отважились манипулировать своими эмоциональными состояниями и пользоваться ими как элементами настройки сознания, уместно будет привести еще один вариант настройки сознания. Этот прием подобен приему №2, который мы назвали "КАРТОННОЙ КОРОБКОЙ" только с эмоциональной окраской. Вот уж во истину прием, способный сделать наш психоэмоциональный фон по жизни позитивным. Причем выполняется он одним движением, единым психоэмоциональным жестом, за один вдох. Заманчиво? Приходите завтра. Это я так, интригую.
Можете ли вы представить себя светской дамой позапрошлого столетия, которая (здесь моя фантазия теряется перед вариантами кульминаций любого мексиканского телесериала), пораженная, восклицает «АХ!» и падает без чувств. Падать без чувств конечно не надо, но уловить эмоцию пронзительного удивления, поражающей красоты настоятельно рекомендуется. Итак,
- Вдохом, как в пазле №2 делаем движение вниманием снаружи-через глаза-внутрь- из груди наружу.
- Выдыхаем, пронзенные в самое сердце самым сокровенным «АХ!», и затаив дыхание, с широко раскрытыми глазами смотрим удивленно в мир, пытаясь уловить, что же нас во внешней обстановке так поразило.
- Провоцируемая эмоция – щемяще-пронзительная любовь, "заноза в сердце"
- Не удивляйтесь, если вдруг после манипуляции вы действительно ощутите щемяще-пронзительную любовь к тому, что вас окружает.
- Я вас тоже люблю.
САТ-ЧИТ-АНАНДА или вариант КАРТИНКИ ПАЗЛОВ
Самое время, наконец, попробовать собрать какую-нибудь картинку из имеющихся приемов-пазлов, хотя тема, по мотивам последних экспериментов, напрашивается сама. И дело скорее даже не в том, чтобы подвести вас к возможности "реально ощутить" некую "запредельную" основу устройства мира, сколько показать, что даже самое "запредельное" и недосягаемо-умозрительное находится ближе, чем мы можем предположить. И что может быть ближе того, что всегда с нами. Все зависит от того, "как" на это посмотреть.
Для воплощения этой психотехнической иллюстрации, я бы рекомендовал вам совершить пешую прогулку, или даже пробежку, если вы любитель экстрима. Активно манипулировать вниманием предпочтительнее на фоне монотонно повторяющихся действий физического тела, чем при его полной неподвижности. Парадоксальность этой ситуации заключается в том, что вниманию необходимо выделить психические процессы на фоне монотонных механических сигналов тела. Для этого внимание как бы усиливает интенсивность психических процессов, делая механические фоновыми, не актуальными. Соответственно переживания в динамических техниках становятся ярче статических. Не этот ли механизм эксплуатируется в медитационном беге? Итак, в путь.
- Проводим деконцентрацию внимания по методике пазла №3. Проводим плоскостную визуальную деконцентрацию, затем объемную, объемную с виртуальными объектами.
- Проводим аудиальную (звуковую) деконцентрацию, деконцентрацию с виртуальными звуковыми объектами.
- Если вы решили пробежаться, но не достаточно тренированы, в качестве лирического отступления приведу вариант экстренной манипуляции вниманием, "СКОРОЙ ПОМОЩИ", когда силы вас покидают и в голове остается одна мысль "Зачем мне все это нужно?". Представляем в теле на уровне живота массивный шар, который закреплен там как бы на пружине. Начинаем вниманием раскачивать его, как маятник, вниз-вверх толчками внимания. Толкаем шар усилием внимания вниз, следим до какого уровня он опустился, когда он начинает возвращаться и проходит первоначальное положение с усилием толкаем вверх и т.д. Раскачиваем шар с нарастающей амлитудой, за 2-3 прохода виртуальную амплитуду нужно раскачать до 3-5 метров. Причем в последующие циклы толчки мы делаем вниз, а восходящее движение шара ловим (ожидаем) промежностью и вместе с шаром "улетаем" сознанием вверх. Когда усталость "ушла", возвращаемся вниманием в тело и продолжаем настройку.
- После аудиальной деконцентрации можно провести настройку тактильную. Я не стал ее выносить в качестве отдельного пазла, так как данный вариант применим только во время прогулки-пробежки.
- Уходим вниманием внутрь тела, распределяем внимание по телу как по "механической конструкции", наблюдаем "механику" движения.
- Опускаем внимание вниз на процесс касания ступнями земли. "Щупаем" ступнями землю, растекаемся вниманием по поверхности земли. Когда мы начинаем ощущать плоскость поверхности земли, схватываем вниманием Землю как объект "тверди", как "глыбу", как "астероид" и целиком как "планету".
- Расширяем внимание за пределы Земли на область пространства, окружающего Землю, ощущаем Землю как объект в пространстве. Когда мы ощутили Землю, как объект в безграничном пространстве, начинаем толкать Землю "под себя" каждым шагом. Возникает ощущение, что земля как "огромный поплавок" начинает прокручиваться под нами.
- Когда земля "поплыла" под нами, возвращаемся в тело и воображаем у себя наличие рыбьего хвоста. Пытаемся ощутить скольжение над поверхностью земли подобно движению рыбы в водном пространстве. Ощущаем "непривязанность" к земле, свободу возможности перемещений "за один взмах хвоста". Эмоции поощряются.
- На это состояние нанизываем визуальную объемную деконцентрацию и звуковую деконцентрацию. Объединяем все в одно интегральное ощущение.
- Проводим комплекс манипуляций по настройке на "НУЛЕВУЮ ТОЧКУ".
- Проводим настройку по методике пазла №6 "ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭМОЦИЙ".
Если вы смогли качественно спровоцировать и трансформировать эмоцию, и ощутить "ВОСТОРГ" без порождающей его причины, "чистый" восторг "в себе", то настройка на "НУЛЕВУЮ ТОЧКУ" даст вам в ощущениях еще два "чистых" компонента. Это ощущение "СОЗНАНИЯ" без опоры на объекты и ощущение "БЫТИЯ". Объединение ощущений этих трех компонентов, вдруг рождает ощущение понимания процесса "получения" картины мира. Мы явственно чувствуем как "схватываем мир" усилием внимания, как он "отвечает" нам "вибрацией" и как от этой "вибрации" мы впадаем в "детский восторг". "ОМмм" сначала как лозунг лезет в голову, затем обретает самостоятельность и уже голосом Роберта Слепа "ОМ" звучит пространство снаружи, отражаясь волной "ВОСТОРГА" внутри…
Позднее, когда дух трезвомыслящего искателя берет власть в свои руки, возникает вопрос. Что мы воссоздали в ощущении? Некоторое приближение реальной картины мира или "подогнали" свои ощущения под некоторый "мировоззренческий шаблон". Чтобы ответить на этот вопрос придется выбрать новую проверочную "рабочую гипотезу" и т.д. Главное не это, а то, что мы попробовали создать "инструменты" для исследования реальности и попробовали ими воспользоваться.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ОМ.
ПОСТСКРИПТУМ
И все же давайте вернемся в самое начало этой статьи к вопросу целеполагания и мотивации практики. Вы жаждете бессмертия? Вы ищете тайный проход по "лезвию бритвы"? Но что вы хотите увековечить. Бесконечную озабоченность, погоню за деньгами (энергией) и признанием окружения (эмоциональным удовлетворением). Или вы считаете, что СВОБОДА прилагается автоматически в качестве бонуса в конце пути.
Загляните в себя. Может у вас уже сейчас есть ТО, что вам не стыдно и не жалко подарить БЕСКОНЕЧНОСТИ. Посмотрите на него – ЭТО и будет вашей отправной точкой и мерой достижения. И тогда вы будете не примерять на себя БЕСКОНЕЧНОСТЬ, а становиться этим качеством БЕСКОНЕЧНОСТИ. А ваша практика и духовные усилия станут жертвоприношением СВОБОДЕ.
Вот теперь кажется все.
ОМ.
Фёдор Власов
|