Все наши проблемы проистекают от привязанности. Медитация — это средство, при помощи которого мы отучаемся от склонности к привязанности. Когда мы отрешились, рождается естественное ощущение пространства — это медитация. И отрешённость, и привязанность — и то и другое — свойства нашего ума; того самого ума, который при отсутствии памятования так занимательно, ловко, изощрённо вводит нас в заблуждение.
Медитация — это путь простоты, раскрытия, настраивания, встречи лицом к лицу с собственным умом: использование ума для обуздания ума. Основа практики медитации — это расслабление. Самое важное — чувствовать себя удобно и дать успокоиться своим мыслям и чувствам. Здесь нечего добиваться или достигать, поэтому — отрешитесь. Отрешитесь от всякой патетики — и даже от мысли, что вы медитируете. Пусть ваше тело остаётся как есть, и дышите как дышится, естественно.
Что же касается ума, главное — не подавлять мысли и не следовать за ними, а просто позволить им течь, не смущаясь и не прельщаясь ими. Не пытайтесь управлять ими. Если вы мечтаете или думаете о чём-то… просто мечтайте или думайте… если вы не даёте мыслям дополнительной пищи, они иссякнут сами собой. Постепенно всё уляжется, успокоится и естественным образом встанет на своё место. Как в пригоршне риса, высыпанного на ровную поверхность, каждое зёрнышко уляжется само по себе. Когда достигнуто определённое спокойствие ума, распрямите спину и встрепенитесь ментально. Затем просто сидите и сохраняйте расслабленность.
Если вам трудно просто отрешиться и быть как есть, и если вам необходимо что-то делать или чему-то следовать, тогда обратите ум на своё дыхание. Если вы не можете совсем отбросить всякую деятельность, то это будет умелым приложением вашей деятельности — пребыванием в гармонии с самим собой. Каждый вздох — это жизнь: простая, мощная, обыкновенная и свободная. Если, выдохнув, вы снова не вдохните — вы мертвы.
Просто осознавайте своё дыхание, вдох и выдох. Следует хранить лёгкое памятование и явить внимательность к нему. Будьте сострадательны к дыханию — не цепляйтесь за него и не сосредоточивайтесь на нём слишком сильно. Будьте едины с дыханием, плывите с ним в одном потоке. Как будто вы — это облака, плывущие по небу, или трава, колышущаяся на ветру. Это просто происходит. После того как вы обратили свой ум на дыхание, на какое-то время вдох, выдох, дышащий и процесс дыхания сливаются воедино.
Когда вы больше не сознаёте своего дыхания, появляется опасность увязнуть в сейчасности дыхания, стать несознающим. Встрепенитесь ментально и отрешитесь. Именно с каждым вздохом мы создаём себе неврозы, препятствия и карму. Поэтому с каждым вздохом освобождайтесь — символически, благоприятственно и по существу. Будьте выдохом, игнорируйте вдох. Каждый выдох растворяется в пространстве, таковости, природе Будды, или Истине. И тогда просто будьте в пространстве этой пространственности, преисполненные почти благоговейного страха. Ведь вы можете и не вернуться!
Мы начинаем с практики, а не с совершенства, — если бы мы были совершенны, мы не нуждались бы в практике, — «совершенство достигается практикой». Нам всем хотелось бы найти совершенного учителя и совершенную практику, вместо того чтобы самостоятельно прилагать усилия. Такова практика, и она проста: выдох — растворение — пространство, выдох — растворение — пространство. Но не превратите её в интеллектуальную игру или механическое упражнение, и не навязывайте своего ритма — иначе в этом не будет пространства.
Некоторых дыхательная медитация слишком приближает к самим себе, и ум как бы зрит себя обнажённым; поэтому можно использовать альтернативную практику — медитацию с сосредоточением. Дайте своему уму лёгкую опору — какой-нибудь предмет или образ, предпочтительно такой, который вызывает у вас вдохновляющие и светлые ассоциации. Цветок, пламя — всё, что даёт ощущение тепла,— священное изображение, как образ Будды или Христа, подошло бы лучше всего. Вскоре вы осознаете таковость этого предмета, то, что лежит за плотной внешней формой. Это осознание больше не будет ни дифференцирующим, ни цепляющимся.
Вначале практика может быть возбуждающей, затем скучной или даже болезненной. Пересидите все эти ощущения — и даже если не сможете практиковать, не сердитесь на себя. Не думайте о практике, просто продолжайте заниматься ею. Упорствуйте, но с долей юмора. Через какое-то время вы найдёте свой собственный стиль и ритм практики. Тогда вы готовы к встрече с учителем, который может помочь советом и направить в практике, так как у вас уже появилось общее пространство опыта. Теперь ваша практика больше не будет унылой или переменчивой, как английская погода, — она станет пространственнее. Вы больше не нуждаетесь в технике. Вы сможете просто пребывать в этом медитативном состоянии ума.
Прежде чем пытаться применять медитацию в ситуациях повседневной жизни, следует постепенно привыкнуть к этому состоянию сознания. Не проявляйте безрассудной смелости в экспериментах со своей духовной силой. Продвигайтесь шаг за шагом. Тогда вы сможете позволить себе применять её сначала в удобных, нейтральных ситуациях, затем в незнакомых ситуациях, а затем даже в ситуациях проявления агрессии или страсти.
С накоплением опыта в практике медитации, вы разовьёте в себе некий дар, порождаемый этой пространственностью, и вы будете знать, когда и что вам делать. Духовность неотделима от повседневной жизни; путь от практики к просветлению пролегает через повседневную жизнь. Медитация — это не быстродействующее всеисцеляющее средство, которое разрешит все ваши проблемы, и не особое лекарство от головной боли, бессонницы и пр. Это постепенный процесс роста и выздоровления. Он приводит к уверенности, что можно справиться со всеми жизненными ситуациями.
Материал взят из свободных источников
|